Тайна античного парусника
Однако скрытности археологов-подводников есть простое объяснение. Желание оградить уникальную подводную находку от неминуемого разграбления заставило морских археологов хранить в тайне не только данные о месте расположения судна, но и повременить с оглашением самого факта обнаружения затонувшего древнегреческого корабля
Алексей Ивлев, непосредственный участник подводно-археологической экспедиции и руководитель южного отделения компании «Далгакиран» так прокомментировал ситуацию:
– История знает немало примеров, когда после объявления об интересной или уникальной археологической находке, через весьма непродолжительное время о ней оставались только устные свидетельства первооткрывателей. Иногда находки древностей на морском дне еще сложнее сохранить, чем наземные раскопки, и примеров тому не мало. Представить трудно, но далекая середина Атлантики и даже чудовищная глубина в 3700 метров, технически доступная сегодня лишь десятку подводных аппаратов в мире, не стала препятствием на пути собирателей. Легендарное «поле обломков» Титаника, область на дне между носовой и кормовой частями, когда-то усеянная мелкими предметами, выпавшими из тонувшего судна, сегодня просто перестало существовать. Что уже говорить о более доступных глубинах и местах?
Пожалуй, единственным способом сохранить в целости найденный деревянный древнегреческий корабль, построенный примерно в IV веке до нашей эры, было держать открытие в тайне. Всего за год, минувший с лета 2011 года, когда команда исследователей Одесского дайв-клуба «Подводно-археологическая экспедиция «НАВАРЕКС» обнаружила деревянный парусник, удалось картографировать зону исследований, разбить ее на квадраты, составить подробную карту археологического объекта и тщательно промаркировать все обнаруженные на дне предметы, а нашли их более 1000! Спустя год было объявлено о самом открытии. Но чтобы сохранить находку в первозданном виде для дальнейших научных исследований, точное место обнаружения затопленного судна огласке пока не подлежит.
За этот год на судно, обнаруженное командой Александра Терещенко, президента и научного руководителя клуба, был оформлен Паспорт затонувшего объекта, сам объект внесен в национальный Реестр памятников культурного наследия Украины. С этого момента останки судна попадают под охрану государства, и за попытки его малейшего разрушения или подъема артефактов предусмотрена уголовная ответственность. Археологи полагают, что древнегреческий корабль возле Змеиного станет так же известен, как шведский галеон «Ваза», древнеегипетские «солнечные ладьи» или Киренийский корабль – один из исторических символов Кипра. Находка возле Змеиного может стать самым крупным археологическим открытием в Украине за последние лет десять и выдающейся находкой мирового масштаба. Известных мест крушения античных судов, да еще и с сохранившимися спустя два с половиной тысячелетия деталями корпуса не так уж и много. А позднеклассической эпохи – всего два! Находка Одесского подводно-археологического клуба, заставившая «видавших виды» украинских археологов забыть о сдержанности и заговорить пафосным языком газетных заголовков, не была случайностью или просто везением. Это 25 лет целенаправленных, систематических и кропотливых поисков вокруг острова Змеиный – места обязательной стоянки и паломничества черноморских мореплавателей древности, которые оставили след в прибрежных водах острова. Фрагменты амфор и древних якорей нередко встречаются вокруг скалистого острова. Но вот целое торговое судно – это исключительная находка, и только настоящее исследовательское упорство, подкрепленное современной подводной поисковой техникой, позволило осуществиться многолетней мечте одесских подводников.
Сейчас к месту крушения «Патрокла» – так окрестили затонувший парусник дайверы из клуба «Наварэкс», отправляется следующая экспедиция. Археологи надеются выяснить, что вез в Северное Причерноморье корабль. По мнению специалиста по археологии Татьяны Самойловой, вероятнее всего, грузом судна было вино и оливковое масло, а также чернолаковая керамика. Под водой обнаружены заморские килики, скифосы и канфары – кубки и чаши для питья. Детальное изучение керамики должно помочь ученым с уточнением даты гибели судна. Результаты исследований помогут определить это с точностью до десятилетия. Относительно места отправления ясность уже имеется: «Большинство амфор, которые подняли ребята, родом с острова Пепарет. Это современный остров Скопелос в западной части Эгейского моря из архипелага Северные Спорады. На этом основании можно сделать вывод, что «Патрокл» вышел из Пепарета, крупного винодельческого центра эллинского средиземноморья», – говорит доктор Самойлова.
Что же, дождемся результатов работы подводной экспедиции 2012 и узнаем дальнейшие подробности о судьбе «Патрокла» из уст участников исследований.
Добавить комментарий